Фото сквозь времяВиртуальные турыПанорамы ВолгоградаФото Волгограда

Локомотивное депо

паровоз ОВ фото

Локомотивное депо

25 июля 1871 года было открыто движение поездов на последнем участке Грязе–Царицынской железной дороги (от Царицына до Филоново). Эта дата считается датой открытия локомотивного депо станции Волгоград-I. В далёком 1871 году в депо было всего 4 паровоза. Были они 3-х и 4-осные и водили на "плече" Царицын–Иловля поезда весом 500-600 тонн. Спустя 15 лет, в 1886 году, паровозов было уже 14, а с 1892 года удлинилось и "плечо" – Царицын-Арчеда с подменой бригад на станции Лог. К началу ХХ века локомотивное депо стало одним из крупнейших предприятий города.

В годы гражданской войны в железнодорожном депо ремонтировали бронепоезда, многие железнодорожники царицынского узла с оружием в руках защищали Царицын в составе специального железнодорожного красногвардейского отряда и коммунистического батальона имени Совета Народных Комиссаров. Из 23 бронепоездов, имевшихся в 1918 году на вооружении Красной Армии, в обороне Царицына участвовало 15. Густая железнодорожная сеть в самом городе и около него, магистрали, идущие от Царицына на юг, запад и север, создавали благоприятные условия для боевых действий бронепоездов. Командовал ими один из замечательных военачальников гражданской войны луганский рабочий Ф.Н. Алябьев.

После гражданской войны в 20-х годах появились новые паровозы. Поднялась весовая норма грузового проезда до 1300 тонн, а в 30-х годах – до 1800 тонн; увеличивались скорости движения составов (с 21 км/ч в начале 20-х до 43 км/ч в 30-х годах).

С первых дней Великой Отечественной войны работа локомотивного депо была поставлена на службу фронту – цеха выполняли заказы по изготовлению вооружения, через сталинградский узел сплошным потоком шли составы с оборудованием эвакуированных предприятий – всего более 27 тысяч вагонов. Летом 1942 года железнодорожникам приходилось работать в тяжелых фронтовых условиях, под постоянной угрозой вражеской авиации. 23 августа 1942 года во время бомбардировки города локомотивное депо было разрушено. Но его работники продолжали сражаться с оружием в руках. В результате ожесточенных боев сталинградский железнодорожный узел был превращен в руины.

Сразу после окончания Сталинградской битвы железнодорожники взялись за восстановление разрушенного хозяйства, в этом им помогала вся страна. Уже к июлю 1943 года сталинградский железнодорожный узел работал на полную довоенную мощность. Зимой 1943-1944 годов сталинградскими железнодорожниками была предпринята уникальная операция по переброске судов Волжской Военной флотилии из Сталинграда в Калач.

паровоз ОВ фото

Паровоз «ОВ» № 5109

тепловоз ТЭП60 фото

Тепловоз ТЭП60

В 1970 году паровозный парк депо был полностью заменён. О тех временах, когда в депо трудились паровозы, сегодня напоминает товарный паровоз серии «ОВ» № 5109, установленный возле локомотивного депо в 1967 году. Паровоз ОВ построен в 1902 году и до 1966-го находился в эксплуатации. На нём установлена мемориальная доска с текстом: «Паровозы этой серии водили бронепоезда в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Обслуживались и ремонтировались рабочими депо Царицын–Сталинград». Паровоз ОВ был разработан конструкторами Брянского машиностроительного завода под руководством инженера В. Лопушинского в 1889 году, став самым массовым паровозом на рубеже XIX-XX веков. Именно паровоз ОВ использовался в составе бронепоездов.

В 2004 году в честь 80-летия тепловозной тяги в России рядом с паровозом ОВ был установлен тепловоз ТЭП60, 1971 года выпуска.

Эти локомотивы – экспонаты музея локомотивного депо, организованного в 1971 году. Экспозиция музея посвящена людям, работавшим в депо за более чем столетнюю историю. Экспонаты музея в хронологическом порядке охватывают время с 1871 года до наших дней. Экспозиция расположена в трёх залах: первый зал посвящен паровозам, второй – тепловозам, третий – электровозам. И в каждом представлены соответствующие модели, изготовленные бывшим машинистом и моделистом любителем Иваном Яковлевым. В экспозиции можно встретить даже макет здания депо 1871 года, изготовленный по старым фотографиям Николаем Кастрыкиным.

Сегодня продолжаются работы по электрификации подвижного состава, начатые еще в 1959 году сдачей в эксплуатацию электрифицированного участка пригородного направления Тракторная–Татьянка.