Фото сквозь времяВиртуальные турыПанорамы ВолгоградаФото Волгограда

Речной вокзал

Самое заметное здание на набережной – Волгоградский речной вокзал. Это крупнейшее сооружение подобного типа в Европе: длина здания практически равняется длине Красной площади в Москве и составляет 296 м, ширина – 36 м, а высота по верхней точке – 47 м. Здание речного вокзала построено на намытой территории. К вокзалу одновременно могут причаливать 6 теплоходов. Зал ожидания рассчитан на 700 человек. В комплекс речного вокзала входит также концертный зал на 1000 мест.

В начале прошлого века в Царицыне существовало две пристани: одна городская для пассажиров, а другая – Волго-Донская – для грузовых операций. Царицын имел приблизительно 215 дней навигации в год, уступая только Астрахани. В разгар сезона в Царицын приходило по пять больших пароходов. Грузооборот Царицынской пристани постоянно возрастал, так с 1862 по 1913 год грузооборот вырос в 100 раз, достигнув 209,3 млн. пудов. В 1900 году в Волжском бассейне плавало 1718 пароходов, а в 1903 году по Волге впервые пошли теплоходы.

Царицынская пристань была одной из крупнейших во всём Волжском бассейне. В 1874 году на царицынском рейде грузилось и разгружалось до 405 судов и 51 плот. Число береговых рабочих достигало 6 тысяч человек.

В 1890 году Царицынская пристань по количеству прибывших грузов (59677 тыс. пудов) занимала второе место в Волжском бассейне, уступая только Нижегородской пристани, в то время как Саратовская пристань занимала шестое место, а Астраханская – седьмое.

Все волжские и камские пароходства имели в Царицыне свои пристани с пакгаузами: «Кавказ и Меркурий», «Самолёт», «Волжское», «Купеческое» и другие. Было в Царицыне и частное пароходство «Русь», принадлежавшее богатому купцу и предпринимателю Василию Фёдоровичу Лапшину.

В 30-х годах появились первые проекты строительства речного пассажирского вокзала на Волге, когда началось развитие Сталинградского грузового порта. Но планы нарушила Великая Отечественная война.

В 1952 году на центральной набережной появилась монументальная лестница и временный деревянный павильон. Суда приставали к огромному трехпалубному дебаркадеру. Подобных в Советском Союзе было всего два. Но поток судов рос не по дням, а по часам, поэтому, когда в 1964 году от замыкания временный павильон сгорел, решение о строительстве фундаментального речного вокзала было окончательно принято. В конкурсе победил проект главного архитектора Ленинградского института «Ленгипроречтранс» Тимофея Садовского.

В 1967 году СУ-440 треста «Волгодонгидрострой» начало строительство гидротехнических сооружений, в 1969 году СУ 105 треста «Приволжтранстрой» Министерства транспортного строительства СССР приступило к закладке фундамента здания. 30 июня 1980 года первая очередь волгоградского речного вокзала была сдана в эксплуатацию.

В 80-х годах поток только крупного транзитного флота дальнего следования достигал 30 кораблей в сутки. Весь рейд был заставлен судами. На вокзале действовали 11 скоростных линий, на которых курсировали «Метеоры», «Ракеты» и «Зори». Вокзал обслуживал Волго-Донское, Камское, Северо-западное и Беломоро-Онежское пароходства. Среднее количество пассажиров, прибывающих за день, составляло 5,5 тысяч человек. За месяц их число равнялось 165 тысячам, за навигацию - 800 тысячам! В то время это был крупнейший по пассажирскому грузообороту порт на Волге.

В 1989 году была открыта вторая очередь речного вокзала, включающая в себя Волгоградский Центральный концертный зал, благодаря которому речной вокзал стал не только транспортным, но и одним из культурных центров Волгограда. Его украшением и культурной достопримечательностью города является построенный в 1983 году орган «Rieger-Kloss».

На сегодняшний день Волгоградский речной вокзал скорее больше досуговый, нежели транспортный центр. В помещении вокзала работают кафе, рестораны, ночные клубы, фитнесс-зал. Но, несмотря на то, что водный транспорт нынче дорог, и круиз по Волге по карману далеко не каждому туристу, речной вокзал продолжает выполнять свою основную функцию.